Русские свадебные традиции и обряды
Устроители свадеб отмечают рост на тематические «русские» торжества. Все чаще парам хочется проникнуться красотой и таинством национальных обрядов. И это прекрасно — традиции свадебного празднования на Руси всегда отличались красотой и широтой души. Но много ли мы о них знаем? Давайте разбираться.
Славянские свадебные традиции
Свадьба на Руси считалась одним из главнейших праздников в народе. Точнее, не увеселительный вечер, а таинство этому предшествующее — Венчание. Оно действительно не имело ничего общего с современными бракосочетаниями, потому что носило сакральный характер — соединялись не только молодые, а два уклада семей, два мира.
Перед тем как ему свершиться, долго и тщательно готовились. Считалось, что жизнь новорожденной семьи будет удачной, если соблюдались русские свадебные традиции:
- в свадьбе участвуют все приглашенные — нередко торжества растягивались не только на дворы в деревне, но и на несколько поселений в округе;
- на торжестве присутствуют нищие — отрабатывалась кармическая роль на будущее;
- есть скоморохи и другие «аниматоры» — разыгрывались смешные сценки из семейной жизни, доносились мудрости.
В большинстве свадеб не учитывалось приданое невесты, если только брак совсем не выглядел мезальянсом. Как правило, все жили более или менее равно, и степень «годности» невесты или жениха оценивалась по умению вести дом, навыкам хозяйственности, а также удачи в мужских занятиях.
Основные этапы свадебного обряда на Руси
Перед тем как дать клятвы богу и священнику, венчанию и свадьбе предшествовали многообразные этапы. Все они очень интересны и колоритны, если повторить их в современных реалиях. Остановимся на них подробнее:
Сватовство
Итак, молодые давно любят друг друга (кстати, с момента первого согласия на встречи и до свадьбы не проходило много лет, свадьбу могли сыграть и на ближайший святочный праздник), пора принимать решение о воссоединении. Об этом в первую очередь сообщалось главе семейства, так как глазастые кумушки-мамушки уже обо всем догадывались. Он и принимал решение — разрешать ли сыну жениться. Обдумывание затягивалось — патриарху семейства нужно было показать свою значимость в вопросе, поэтому строго запрещалось требовать сиюминутного ответа, а то «осердится».
Когда молодой уже заручился поддержкой отца, то бежал оповестить ненаглядную, а отец шел к будущему свату на предмет выяснения согласия оного. Женщин в эти вопросы не посвящали, но они все равно ждали ответа с волнением — а ну как та сторона откажет. Обычно при благоприятном исходе, патриарх семейства приходил веселый и пьяный и сообщал семье, что согласие получено, можно и сватов засылать.
В назначенный час, о котором все уже знали заранее, но делали вид, что случившееся происходит внезапно, отец с женихом и дружкой приходил ко двору будущей родни. В дружки брали самого озорного и говорливого — он снимал прибаутками напряжение между семьями. Жених скромно хранил молчание. Звучали традиционные «у нас купец — у вас товар» и прочие речевки.
Рукобитье
Когда жениха представили, наступала очередь невесты. Тут главную скрипку играла мать девушки. Именно она придирчиво задавала вопросы сватам, а затем выкидывала свои козыри — расписывала достоинства молодой, демонстрировала ее приданое. Подружки приводили невесту, разодетую в лучшие наряды, а она не смела взглянуть на будущего мужа.
В некоторых семьях при сватовстве молодая должна была показать свои кулинарные таланты, подавая на стол первому отцу мужа, жениху и гостям с его стороны. Затем также обихаживала собственную родню, и только потом удалялась в покои. Сватовство продолжалось уже за чаркой.
Рукобитьем назывался обряд при прощании сватов. Руки молодых сводились, и отцы семейств ударяли по ним рукавицей. Это официально считалось свершившейся помолвкой. Теперь расторгнуть ее — означало навлечь позор на обе семьи, и в дальнейшем создание новой в этом же селе крайне порицалось.
Сговор
Далее совершался сговор — начинались обсуждения об устройстве свадьбы. Сначала выбирали дату, обязательно относительно церковных праздников. Ведь есть те дни, когда венчание запрещено церковью, а также такие, что пророчили новой семье всяческие несчастья. Обычно консультировались с батюшкой, приглашая его в дом и обильно потчивая.
Проговаривались все вопросы предстоящего торжества. Обычно свадьба проходила в доме невесты, откуда ее увозили со двора. Приготовлениями занимались женщины, мужчины важно решали насущное — количество и качество (подкованность и здоровье) лошадей в упряжках, достаточность спиртного, объем приданого. Нередко, если семья жениха уже обзавелась домами для сыновей, то там заканчивались последние приготовления к приему молодых. Тянулись сговор и приготовления не один день — если свадьба намечалась на определенный сезон, например, осенью после сбора урожая, а сватовство происходило зимой, то все это время терпеливо ждали, тщательно планируя торжество.
Девичник (мальчишник)
Отдельно следует рассказать о девичнике. Он происходил в день перед венчанием, и на него собиралось много народу — вся женская родня невесты, подруги, младшие сестры. Неприглашенные по малолетству девчонки с интересом смотрели на происходящее в окна, пока их не отгоняли. В этот вечер пелись грустные песни — больше молодая не будет гулять с подружками и веселиться на праздниках с молодежью. С девушки снимался платок, распускалась коса, а лента отдавалась младшей сестре, следующей в очереди замуж или холостой подружке.
Мужчины на этот счет не были так печальны — их посиделки проходили шумно и весело, с большим количеством спиртного. Хотя, к чести сказать, никто не напивался вусмерть, а молодому вообще было запрещено «даже губы мочить». На мальчишнике особо прислушивались даже не к отцам, а к более старшему поколению, если деды и прадеды были еще живы.
Баня
Проводилась в тот же день, что и мальчишник с девичником. После всех песнопений и внушений, молодых вели в баню. По отдельности, разумеется. В женской бане властвовала повитуха — она объясняла молодой ее естество и напутствовала на скорую беременность, так как обычно рождение детей происходило там же. Мужчины парились от души под холодный квас и безалкогольные наливки — пить в бане было запрещено. Много шутили и также наставляли молодого.
Утро перед венчанием
Перед приездом жениха к дому невесты отсылался гонец с подарком и возвращался с ответным. Это как бы символизировало крепость намерений. Оставалось ждать жениха и сопровождающих. До этого невесту наряжали в свадебное платье и отправляли в светелку до поры.
Жених появлялся на пороге не сразу. Сначала он должен был одарить всех встречающих — подружек невесты, ее родню. Потом выполнить условия, чтобы его пустили к невесте. То есть происходила аналогия современного выкупа. Иметь при себе медные гроши и пряники должен был даже самый бедный жених.
Венчание
Обряд делился на две части — обручение и, собственно, само венчание. Романтические книги полны историй, где девицу выдавали замуж за нелюбимого, и истинно возлюбленный должен вот-вот явиться до того момента, когда на палец невесты уже надето кольцо. Если не успевал, то уходил несолоно хлебавши. На самом деле это лишь лавстори, так как молодые понимали значимость обряда еще на стадии сватовства, и тем более последствия позора.
После того, как кольца уже надеты на молодых, священник проводил долгий обряд с молитвами вокруг алтаря, читал псалмы о даровании молодым благ и спасения душ, наставлял. Лицо невесты все это время находилось под фатой, и традиционного поцелуя, как в современном ЗАГСе, безусловно, не было — все-таки церковь. Наконец, обряд завершен, и теперь молодые были вольны праздновать сие событие. Но оно в то время разительно отличалось от современного.
Встреча молодых
Выход из церкви сопровождался радостными возгласами зевак — не возбранялось присутствовать на территории церкви людям убогим, калекам, нищим. И для каждого из них должна была найтись полушка — мелкая денежка, платок с едой или сладостями. От того, насколько щедра пара к сирым и убогим, зависело их собственное благосостояние — раньше в это свято верили.
Далее гости на тройках ехали к дому родителей невесты. Там уже все было готово для пира. В летнее время столы накрывались на воздухе, зимой — в горницах. Снедь также заготавливали заранее, чтобы недостатка для гостей не было ни в чем — считалось дурным тоном, если гость уходил голодным. Для увеселения приглашались скоморохи с музыкальными инструментами. Нередко в таком качестве выступали нищие — в день свадьбы их привечали в празднующих домах.
В чем же отличие? В том, что молодые никуда из-за стола не уходили. Они сидели скромно, не участвовали в дискуссиях. Даже старинная свадебная традиция кричать «Горько!» появилась много позже свадебного обряда. Наконец, главная певунья заводила грустную песню для проводов молодых в дом жениха. Теперь это кажется смешным, однако, тогда невеста должна была рыдать и звать маменьку. Но ее крестили, сажали на телегу со скарбом и приданым, и отправляли в путь.
В покоях жениха молодых тоже не сразу оставляли наедине. Теперь потешались по-доброму над женихом, подталкивая его к спальне. Наконец, он строго выпроваживал дружек и оставался со своей нареченной. Гости же продолжали веселую попойку.
Свадебные столы
Именно со времен древней Руси появилась традиция праздновать свадьбу три дня. Первый — Венчание. Второй — посещение родителями дома жениха. Третий — зять и гости приходили к теще на блины. Соответствующие были и столы.
При этом в первый день меню не отличалось излишествами, несмотря на возможности. Все дело в скоромности — пара только что вручила свои души Богу, следовательно, нельзя в этот день предаваться чревоугодию. Подавались овощи, постное мясо, хмельные напитки в скромных количествах — идея первого дня состояла в покорности судьбе и чистоте помыслов. На второй же день можно было и развернуться. Теперь столы ломились от яств. Преимущественно от мясных блюд и пирогов. Из закромов доставалось «зелено вино» — крепкий алкоголь, который дозволялось пить только патриархам семейств и «бабам» — женам, — но совсем немного.
Невеста, то есть уже жена, во второй день наравне с остальными женщинами участвовала в накрытии столов и подношениях. Ее отличало от общей массы гостей только нарядная одежда. Кстати, именно по ее чистоте к концу дня и судили — хороша ли молодая в делах. Жених, вступивший в когорту Мужчин, пил и ел наравне, вел беседы о дальнейшем будущем, уважительно, но без преклонения разговаривал с патриархами семейств. Словом, вел себя хозяином. День заканчивали поздравлениями молодых.
Третий день проводили у родителей невесты. Но молодая жена уже не присутствовала — она теперь стала «бабой» и должна была окунуться в заботы о доме. К теще приходил жених — состоявшийся молодой муж со сватом, и та старалась задобрить зятя вкусными блинами и другим угощением, чтобы любил и не обижал дочь. Помимо встречи новоиспеченных родственников и застолья, мужчины обсуждали насущные проблемы — общее ведение хозяйства, охрана полей и скота. Потому что теперь образовался новый Клан.
Заключение
Свадебные обычаи и традиции в современной России и теперь заимствованы с древних обрядов. Безусловно, не было ни одного похожего торжества даже на Руси. Но каждое всегда отличалось яркостью одежд, всеобщим весельем, песнями и колоритом. Повторить это можно, чуть меняя сценарий под собственное видение торжества. Магазин «Свадебная одежда Милавеста» предлагает массу шикарных платьев для свадеб и венчаний, а также аксессуары к ним. Пусть ваш день станет особенным!